В ФИЛИАЛЕ МГУ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА ПРОШЛО ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КУРСУ «РИТОРИКА»

В ФИЛИАЛЕ МГУ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА ПРОШЛО ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КУРСУ «РИТОРИКА»


20 июня 2019 года в филиале МГУ имени М.В. Ломоносова состоялось открытое занятие старшего преподавателя кафедры «ОГиСЭД» Саиджалаловой С.М. под руководством Маманазарова А.Б. На занятии присутствовали преподаватели кафедры «ОГиСЭД», внешние эксперты - старший преподаватели межфакультетской кафедры русского языка НУУз Тен С.К., Ядгарова Г.И., Калинина О.М., доцент ГКУз Шакирова И.У.

Занятие прошло в форме дебатов. В дебатах участвовали команды студентов 1 курса факультета «ПМиИ». Тема была выбрана студентами путем голосования из списка тем, предложенных преподавателем.

ТЕМА ДЕБАТОВ: КУЛЬТ ДЕНЕГ - БИЧ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

 

«НИКТО В ОДИНОЧКУ НЕ ЗНАЕТ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ЗНАЮТ ВСЕ ВМЕСТЕ» – 

так написано на двери одной из датских ратуш.

 

Дебаты проходили строго по формату. В дебатах участвовали две команды: утверждения «Затея» и отрицания «Меркантильные создания».

Обе команды пытались отстоять свою сторону – быть «за» или «против». В каждой команде трое участников (спикеров).

Дебаты слушала судейская панель, которая на основании дебатов решает, которая из сторон выиграла дебаты, о чем сообщает по окончании дебатов.

Каждый член команды выступал с шестиминутной речью для подтверждения своей темы. Член команды утверждения выступал первым. Далее обе стороны представляли свои речи поочередно. После первых шести речей стороны выступили с заключительной речью продолжительностью в три минуты.

Заключительную речь представляли по правилам первый или второй спикер каждой команды. Сторона отрицания выступила со своей заключительной речью первой. Перед каждой речью (кроме первой речи команды утверждения) команды получали по одной минуте на подготовку.

В ходе дебатов студенты показали навыки, полученные при изучении курса «Риторика»: владение культурой мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и дискутированию; навыки построения правильной, точной и выразительной речи; техники подготовки и произнесения устного публичного выступления, которая может быть использована в различных областях современной общественно-речевой практики; показали знания теоретических основ риторики.

Даже высокопрофессиональным специалистам не всегда удается на совещаниях и в процессе переговоров выступить должным образом, убедить аудиторию. Эллис и Зайдель, авторы книги «Разговор с оппонентом», утверждают: «Год, а то и целая жизнь усиленного труда могут обесцениться на получасовом совещании, если его не провести как следует. Мы изучаем машиностроение, юриспруденцию, хозяйственную деятельность предприятий, технику продаж, управление персоналом. Мы приобретаем представление о сырье, о методах его обработки, доставки, о маркетинговом анализе, транспортировке грузов, налоговом законодательстве. Но мы игнорируем искусство ведения переговоров, в процессе которых только и могут выявиться все эти полезные знания».

Что же такое успех? Что лежит в его основе? Талант, способности, везение, удача, степень образованности?..

Успешным хочется быть любому ребёнку и взрослому. Однако, ставя перед собой подобную, безусловно, глобальную цель, мы зачастую не представляем себе, каким образом мы сможем её добиться.

И мы можем прийти к выводу, что для достижения успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее таланта. Если оглянуться вокруг, то людей, добившихся успеха в жизни, объединяет одно общее качество- умение общаться. Замечательный романтик и сказочник Антуан де Сент-Экзюпери называл общение «единственной настоящей роскошью».

Применение на занятиях педтехнологии дебаты послужил тот факт, что данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей студентов, расширению их кругозора, развитию общей культуры, интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к познавательной деятельности, навыков публичного выступления (чего зачастую люди боятся).
Всему этому мы можем научить студентов, применяя инновационные образовательные технологии, в том числе и технологию «дебаты», которая получила распространение в 33 странах мира.

«Дебаты» ведут свое начало из Античности. В Древней Греции спор считался и средством обучения, и способом познания, и важным элементом демократии. Специальные курсы ораторского мастерства и дебатов существовали и в Средние века.

Неформальные же дебаты мы наблюдаем каждый день. Спорят начальники и подчиненные. Спорят члены различных политических партий. Спорят верующие и атеисты. Спорят представители разных конфессий. Спорят все и повсюду: в магазине, телестудии, по разным проблемам и вопросам. А ведь спор - это искусство. "Спор имеет огромное значение в жизни, науке, в государственных и научных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой".

Не всякому желающему достичь успеха в своей профессиональной деятельности придется произносить речи, делать доклады. Но без разного рода обсуждений, дискуссий, дебатов, переговоров не обойтись. К чему новые идеи, понимание проблемы, опыт, если не умеешь воздействовать на окружающих, убеждать их своей речью и всем своим поведением?