Открытое занятие на тему «Риторика в современном мире».

Открытое занятие на тему «Риторика в современном мире».


22 ноября в филиале МГУ имени М.В. Ломоносова состоялось открытое занятие по курсу «Риторика». Занятие проводила старший преподаватель кафедры «ОГиСЭД» С.М. Саиджалалова со студентами 1 курса факультета «Психология» и со студентами 4 курса факультета «Прикладная математика и информатика». На занятии присутствовали преподаватели Б.А. Фарманова, З.Р. Каримова.

Саиджалалова С.М. представила ход занятия, форму и цели.

Занятие было построено в форме мастер-класса, в котором студенты 4 курса «ПМиИ» делились опытом подготовки и проведения публичных убеждающих выступлений, построения логической связной речи. В этих целях ребята выбрали очень интересные, актуальные темы:

Латипова Ойша М1-15- «Не бойтесь говорить нет»;

Мейер Максим М1-15 – «Три сита Сократа»;

Завадский Андрей М2-15 – «Современное искусство. Быть или быть?».

Латипова О. в своем выступлении попыталась проанализировать психологический эксперимент, в котором люди боялись отличаться от толпы. Искала ответ на вопрос «почему так происходит?». Размышляла о том, к чему это приводит, приводя примеры из истории. И в заключении своего выступления призывала задумываться над тем, что делаешь, и если необходимо говорить «нет», не надо бояться этого, просто нужно все свои поступки обдумывать.

В продолжение темы, Мейер М. говорил о том, что перед тем, как ты хочешь что-то сказать, нужно пропустить это через «три сита» Сократа – «сито правды», «сито доброты» и «сито пользы».

Завадский А. в своем выступлении попытался ответить на вопрос, поставленный в названии темы «Быть или не быть современному искусству?», при этом в презентации он представил творчество известных художников мира, таких как Ван Гог, Моне, Репин, Васнецов и т.д. И в заключении своей темы Завадский призывал не гоняться за модными тенденциями, а задуматься над тем, что такое искусство и чему оно служит.

Цель проведения занятия – показать тесную связь естественных и гуманитарных наук; показать, что умение критически мыслить, мысли выражать в словах, находить ответы на вопросы, строить выступление так, чтобы привлечь внимание аудитории сегодня необходимо не только гуманитариям, но и представителям самых различных профессий, и не только в профессиональной, но и в обыденной жизни.

Все выступления вызвали живой интерес аудитории. Было задано очень много вопросов, на которые были получены ответы. Старшекурсники давали советы своим младшим товарищам.

Подводя итог занятия, Саиджалалова С.М. отметила, что в современном обществе с превалированием средств массовой информации и коммуникации, информационных технологий происходит расширение коммуникативных возможностей и средств коммуникации. Всё более важную роль в современном мире играют виртуальные средства общения, делающие личное общение и развитие устных речевых навыков необязательными. В этих условиях приобретает особое значение формирование умений и навыков самостоятельного высказывания у молодежи.

Как известно, риторика – дисциплина, которая помогает овладеть коммуникативной компетенцией и направлена на практическое применение.

Успех современного человека в любой деятельности напрямую зависит от его коммуникативных компетенций. Мы должны научить нашу молодежь мыслить, создавать, запоминать, говорить, чтобы различать настоящую культуру от культуры, навязанной разрушающей идеологией.

Мы должны научить молодежь отстаивать свои убеждения, не подвергая никого оскорблению и ущемлению прав и человеческих достоинств.

По речи, по её культуре судят о человеке. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - сказал Сократ своему новому ученику.

Если человек сформировал в себе такие личностные качества, как активность, коммуникабельность, умение не теряться в сложных ситуациях общения, да ещё обнаруживает отличное владение языковыми средствами, - он достигнет успеха, уважения, признания.