Философия



Аннотация

Цель курса: формирование целостного представления о философии, как фундамента культуры, неотъемлемом элементе высшего образования, основании методологии научного знания. Задачи курса: ознакомление с основными этапами развития философии, изучение на их основе теорий познания, фундаментальных политических и социальных моделей, этических концепций, формирование мировоззрения на рациональной основе. Формирование критического отношения к информации, гражданская позиция в осознании возможных негативных экологических, социальных и иных последствий при реализации политических, социальных и научно-технических проектов.

Содержание курса

Возникновение философии. Предмет философии. Основные разделы философии. Возникновение философии. Основной вопрос философии. Философская картина мира. Место и роль философии в культуре. Особенности мифологического мышления и мировоззрения. Язык мифа. Философские воззрения Востока: древняя Индия, древний Китай.
Философия античности. Рационализм античной философии.Учение о бытии и поиск мироосновы мироустройства: Пифагор, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагон, Левкипп и Демокрит и др. Теория познания элеатов: Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский. Необходимость доказательства философских утверждений. Софисты: Протагор, Гиппий. Положительные и отрицательные стороны софистических учений. Открытие субъективизма в философии. Этика Сократа и его социальные взгляды. Объективный идеализм Платона. Теория познания Платона. Учение Платона об идеальном государстве. Логика Аристотеля, основоположение наук о природе. Социальные взгляда Аристотеля. Материальное и идеальное. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Отношение стоиков к жизни и смерти, власти, богатству. Философские школы: эпикуреизм, кинизм, скептицизм (Пиррон и Секст Эмпирик).
Философия средних веков. Зарождение христианской философии. Религиозная картина мира. Религиозные ценности и свобода совести. Отношение к философскому наследию античности. Философствование в вере (теоцентризм). Средневековая схоластика: развитие логического мышления и рационализация веры. Аврелий Августин: первая концепция времени, проблема понимания текстов. Проблема соотношения веры и разума. Доказательства бытия Бога у Ансельма Кентерберийского (Ансельм д'Аоста) и Фомы Аквинского. Р.Бэкон об экспериментальном познании и роли математики в этом процессе.
Философия эпохи Возрождения. Философия Нового Времени. Реформация: М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин. Критика схоластики. Антропоцентризм и гуманизм. Социально-политические идеи: Н.Макиавелли («Государь»), Утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы.
Развитие естествознания и философии: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Галилей. Экспериментальный и рациональный критерии истины. Методологические основания новой науки.
Гелиоцентрическая революция: Н.Кузанский, Леонардо да Винчи, Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей. Социальная философия: Т.Гоббс, Дж.Локк. Принцип разделения властей. Теория познания Т.Гоббса и ДжЛокка: спор о врожденных идеях. Г.Лейбниц — математик и философ: монадология. Принцип существования Дж.Беркли. Критика концепции абсолютного пространства и времени. Теория познания и этика Д.Юма.
Философия французского Просвещения. Концепция географического детерминизма Ш.Монтескье. О духе законов. Критика христианства Вольтером. Д. Дидро о религии. Учение Вольтера о социальной природе человека. Ж.-Ж. Руссо о влиянии искусств и наук на нравы. Теория общественного договора. «Энциклопедия» Дидро и Даламбера — великий памятник культуры эпохи Просвещения. Учения о природе, человеке и обществе в эпоху Просвещения.
Немецкая классическая философия. Социально-экономическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса. Естественнонаучные идеи в философии И.Канта. Основания и границы возможного познания мира. Феномен и ноумен. Пространство и время как доопытные формы познания. Этика: категорический императив Канта. Диалектика Г.-Ф.-В. Гегеля: законы диалектики, принципы развития, диалектическое мышление, диалектическая логика. Учение о природе, человеке, истории. И.-Г. Фихте: замкнутое торговое государство, как способ решения проблемы неравенства. Этапы развития человеческого общества в теории К.Маркса и Ф.Энгельса. Экономическая философия. Человек и исторический процесс: роль личности в истории. Тоталитарное и гражданское общество.
Философия жизни. А.Шопенгауэр: афоризмы житейской мудрости. Учение о Сверхчеловеке Ф.Ницше, как идеал совершенного человека. Критика
нравственных ценностей христианства. Ницше о детерминизме и индетерминизме.
Социальная философия в России XIX — нач. XX вв. П.Я.Чаадаев — основоположник отечественной философии. Западники и славянофилы о путях развития России. Человек, общество, государство, культура с позиции анархизма М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина. Этика Кропоткина. Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Социальная философия Н.А.Бердяева. Русский космизм: Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский. Учение Вернадского о ноосфере, как единстве науки, общества и природы.
Философские аспекты учений о структуре психики, сознании и формировании личности. Сознание, самосознание, личность в учениях: 3. Фрейда о структуре личности и влиянии бессознательного на поведение и жизнь человека; А.Адлера о комплексах; К.-Г. Юнга об архетипах; Э.Фромм о стратегии поведения «иметь» и «быть». Роль биологических, социальных и индивидуальных факторов в становлении социальной структуры и межличностных отношениях. Смысл человеческого бытия: свобода и ответственность. Связь мышления, языка и действительности с позиций психоаналитической философии.
Философия экзистенциализма. С.Кьеркегор — основатель экзистенциализма. Противопоставление философии и науки. Человек — основа философии. Проблема свободы в религиозном (К.Ясперс, Г.Марсель) и нерелигиозном (А.Камю, Ж.-П. Сартр) экзистенциализме.
Философия и методология науки. Возникновение позитивизма. Неопозитивизм о сущности и задачах философии и науки. Научная картина мира. Критерии научности. Методы и формы научного познания. Этические проблемы науки, техники и технологий. Социальные и культурные аспекты научно-технического и технологического прогресса. Пределы роста. Научное, вненаучное знание и агрессия «ненаучного знания». Постпозитивизм о философии, науке и фило-
фикации. Структура научного знания: теория научных революций и парадигм Т.С.Куна, исторические типы рациональностей. Методология научно-исследовательских программ ИЛакатоса. Методологический анархизм П.К.Фейерабенда.
Прогнозы будущего развития человечества. Будущее человечества (футурология). Глобальные проблемы современности. Глобализация с экономических и экологических позиций. Влияние глобализации на социальные и культурные процессы. Положительные и отрицательные стороны глобализации. Роль и место России в процессе глобализации. Конфликт цивилизаций. Интегрирующая роль философии на стыке наук, культур и цивилизаций.


Литература


  • Барулин B.C. Социальная жизнь общества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

  • Введение в философию: В 2. т. М.: Политиздат, 1989.

  • Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопр. философии. 1979. №№ 6,7.

  • Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. М.: Политиз­дат, 1981.

  • Коршунов A.M., Мантатов В.В Диалектика социального по­знания. М.: Политиздат, 1988.

  • Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987.

  • Кучевский В.Б. Анализ категории "материя". М., Наука, 1983.

  • Лекторский В.А." Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980.

  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Полит­издат, 1977.

  • Маркс К. Тезисы о Фейербахе / /Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3.

  • Материалистическая диалектика как общая теория развития М.: Наука, 1982. Т. 1.

  • Мир философии: В 2 т. М.: Политиздат, 1990.

  • Общественно-экономические формации. Проблемы теории и ме­тодологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

  • Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986.

  • Ойзерман Т.И. Главные философские направления. М. Мысль, 1984.

  • Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.

  • Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.

  • Формация или цивилизация? (Материалы "круглого стола"> //Вопр. философии. 1989. № 10.

  • Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смер­ти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991.

  • Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21.



Дополнительная литература


  • Алексеев П.В. Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990.

  • Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун­та, 1988.

  • Буева Л. П. Общественный прогресс и гуманизм. М.: Знание, 1985.

  • Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменев­тики. М.: Прогресс, 1988.

  • Глобальные проблемы современности. М.: Мысль, 1981.

  • Грецкий М.Н. Мы и марксисты Запада // Вопр. философии. 1989. № 7.

  • Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории //Вопр. философии. 1990. № 11.

  • Гуссейнов С.К. Мораль и насилие // Вопр. философии. 1990. .V 5.

  • Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика,1974.

  • Диалектика общественного развития. Л.: Изд-во Ленингр. ун­та, 1978.

  • Дискуссия "Является ли философия наукой?" //Философские науки. 1984. № 6; 1990. № 4.

  • Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевро­пейской философии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

  • Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983.

  • Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

  • Замошкин Ю.А. Конец истории:, идеализм и реализм // Вопр. философии. 1990. № 3.

  • Зотов А. Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середи­ны Х1Х-начала XX в. М.: Высш. школа, 1988.

  • Идеалистическая диалектика в XX столетии. М.: Политиздат, 1987.