Семинар-тренинг «Психологические основы суицидального поведения и профилактика рисков его возникновения у детей подросткового возраста».

Семинар-тренинг «Психологические основы суицидального поведения и профилактика рисков его возникновения у детей подросткового возраста».


6 апреля 2018 года в г.Ахангаране состоялся семинар-тренинг «Психологические основы суицидального поведения и профилактика рисков его возникновения у детей подросткового возраста». Организаторами мероприятия выступили Хокимият г.Ахангарана и Филиал МГУ имени М.В.Ломоносова в г.Ташкенте.

Цель проведения семинара – создать условия для повышения психологической компетентности преподавательского состава школ, колледжей и лицеев в сфере профилактики суицидального поведения детей и подростков. В ходе встречи важно было расширить представление специалистов помогающих профессий, социальных педагогов, классных руководителей и администрации о психологических рисках подросткового возраста, о внутреннем содержании суицидального кризиса. В рамках запланированного семинара-тренинга предполагалось привлечь к данной проблеме внимание слушателей,  профессиональная деятельность которых связана с детьми и подростками, мы хотели сформировать у них более глубокое и грамотное понимание данного явления. Важно было совместно в интерактивном режиме определить конкретное содержание, формы и методы профилактической работы, которая позволила бы поддерживать подростков в переживании кризисных ситуаций. В работе с участниками семинара-тренинга также обсуждались внутренние и внешние ресурсы, которые необходимы педагогу для проведения профилактических мероприятий.

В работе семинара приняли участие 8 сотрудников Филиала МГУ имени М.В.Ломоносова и около 60 человек преподавателей, психологов из учебных заведений г.Ахангарана.

Общение с участниками включало элементы тренинговой работы и игровые упражнения, тон для диалога ведущих со слушателями был задан уже в самом начале интерактивной процедурой знакомства. Информационная часть встречи началась с ознакомления участников с основными понятиями, находящимися в смысловом поле данной темы и мифами, которыми руководствуются люди, сталкиваясь с риском или фактом суицидального поведения.

В диалоговом режиме ведущие семинара затронули целый ряд интересующих аудиторию вопросов. Участники делились своими мыслями, наблюдениями и опытом и получили новую информацию о причинах, лежащих в основе суицидальных мыслей и суицидального поведения детей и подростков, а также об индикаторах суицидального поведения и возможностях предупреждения трагических случаев. В формате вопросов и ответов обсуждались возможности и ограничения психологических опросников, направленных на диагностику степени суицидального риска.

Семинар-тренинг проходил в течение целого дня. В первой его половине ведущие сделали акцент на формировании интереса и мотивации у слушателей к профилактической работе с подростками, а также работали над повышением информированности участников в тематике психологического переживания кризисов у детей в этом возрасте.

Во второй половине дня слушатели знакомились с конкретными ресурсами и инструментами психологического сопровождения детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Для повышения гуманизации взаимодействия педагога и ученика с участниками семинара-тренинга обсуждались такие характеристики коммуникативного процесса как личное пространство, психологическая дистанция, контакт. Также слушатели узнали о технике «Я-сообщения», при обсуждении которой отмечали, что сами до этого, как правило, использовали «Ты-высказывания» и теперь будут внимательнее к этому относиться.

В завершении общения с ведущими семинара-тренинга участники задали большое количество вопросов, проявляя интерес к психологическим тонкостям и особенностям детско-родительских взаимоотношений, к закономерностям психологии семейных взаимоотношений, к психологической компетентности профессионального педагога и социального работника.

По итогам семинара был проведен Круглый стол, на котором сотрудники Филиала МГУ имени М.В.Ломоносова и сотрудники Хокимията г.Ахангарана обсудили возможности совершенствования системы поддержки психологического благополучия детей и подростков и наметили основные направления дальнейшей совместной работы.

Организатор: Д.Рузибаев.

Ведущие: Н.Р.Бабаджанова, Д.И.Ильхамова, И.И.Махмудов, А.А.Туниянц, М.С.Рябова, Н.Т.Азимова, Н.А.Маманазарова.