Интервью с руководителем филиала В.Б.Кудрявцевым

Интервью с руководителем филиала В.Б.Кудрявцевым


Каждому из нас хочется узнать получше и поближе своего руководителя, человека, которого уважаешь и ценишь.
Представители «СНО» факультета психологии встретились в Валерием Борисовичем, чтобы рассказать Вам о личности нашего любимого руководителя филиала МГУ имени Ломоносова в г.Ташкенте, заслуженного Деятеля Науки России и интереснейшего человека.

И: Расскажите, пожалуйста, как появилась идея о создании Ташкентского филиала?

В.Б.: Наш узбекский филиал возник в 2006 году по решению Президента Узбекистана И.А.Каримова и поддержке Президента России В.В.Путина. Вот так возникла идея и началась ее реализация. В этом году нашему филиалу будет 8 лет.

И: Благодарим Вас за ответ. Скажите, пожалуйста, а что Вы обычно чувствуете, когда снова приезжаете в Ташкентский филиал?

В.Б.: Судьбе было угодно, чтобы мое детство проходило в Бухаре. Отец служил военным врачом. Бухара – живая настоящая сказка (улыбается), и я рос в этой сказке. Каждый раз стремлюсь попасть в этот город, но дел так много, что редко это получается. Потом я видел Самарканд, Ташкент и другие города, но детские впечатления самые ясные, крепкие и верные. 
Я прилетаю в Узбекистан с чувством возвращения в далекое прошлое. Как будто это вторая родина.

И: Студентам очень интересно узнать Вас как человека, как личность, если Вы, конечно, не против. Скажите, пожалуйста, что определило Ваш выбор профессии?

В.Б.: Я думал на эту тему и пришел к выводу, что какие-то генетические закладки, видимо, образуются у человека при его возникновении, которые в итоге оказываются поводырями. Меня всегда привлекала интеллектуально насыщенная среда, например, шахматы. Для ребенка шахматы, может быть, одно из самых эффективных средств развития мышления. В игре в шахматы я быстро набрал форму, играл хорошо, первый разряд у меня был уже в 8 классе – это считается хорошо. И параллельно математика меня просто разоружила, показала, что все возможно. Задачи любой трудности оказывается можно решать, если ты себя настроил, и это становится как спорт – бредишь им. Ничего специального не делал, но чувствовал, что я хочу. И эти вот сгустки “хотения” реализовались понемногу.

И: Расскажите, пожалуйста, о сфере Ваших научных интересов.

В.Б.: Это вся кибернетика, вся информатика, вся дискретная математика. Сейчас особенно волнует моделирование процессов и поведения, прежде всего, живых систем. Вот это, пожалуй, самое главное. Что такое клетка, которая информационно содержит все последующее, что будет из нее. В такой маленькой клетке вся история. Как это Всевышний сделал? Надо разбираться. 
Мы пытаемся построить ансамбль клеток на примере работы клеток печени, почек, зрения. Как это придумано, можем ли мы это повторить, вылечить, усилить? 
Сейчас в МГУ создан институт человека. Человек – это самое уникальное в природе. Все его грани – предмет изучения. На кафедре МаТИС средствами математики и математической культуры мы хотим разобраться в том, что такое мышление. Все эти ассоциации связанные с человеком – это пример моих интересов. С академиком Чучалиным Александром Григорьевичем, главным пульмоноло
гом России, мы задались целью построить математико-компьютерную модель легких человека. И делаем понемножку, реализовали функцию самоочищения, разобрались как легкие освобождаются от шлаков, что за механизм придумал Всевышний для этого. Или другая проблема – как сосуществуют некоторые скопления: животные и хищники, как они взаимодействуют между собой, какая идея была заложена в существовании тех и других, насколько это управление удается осуществить тем и другим, как они до сих пор живут в балансе. Скажем, почему до сих пор волки зайцев не съели, хотя волки сильнее, быстрее, а зайцы все равно умудряются жить дальше.

И: Из всего, что Вы сказали, следует, что Вы очень занятой человек, а как Вы обычно отдыхаете?

В.Б.: Стараюсь каждое воскресенье побегать с мячом, поиграть в футбол, поиграть, с ребятами пообщаться, со школьниками, студентами. Они не знают кто я, я к ним подстраиваюсь, играю, в общем получается. В футбол я играл всю жизнь, за первую сборную МГУ на первенстве Москвы первого курса. В основном я работаю мячом – самый вдохновляющий отдых, ну и конечно дача, лес, речка, прогулки, размышления. И, конечно, театральная среда, музыкальная среда, это разгружает, вдохновляет.

И: А какое у Вас самое яркое воспоминание о детстве?

В.Б.: Самое яркое – это до сих пор Бухара. Это сказка наяву. Но увидеть этот город надо рано, как я там был, в классе 2ом. Вот тогда это врезается навсегда. И поскольку в Бухаре все время солнце, сразу ощущаешь внутреннее просветление.

И: Опишите, пожалуйста, Ваш самый счастливый момент жизни.

В.Б.: Для меня это защита докторской диссертации. Я был пятым доктором в Советском Союзе по кибернетике. Хотя, конечно, были более значимые события. Но по шкале ценностей, когда себе и другим доказываешь, что ты прав, ты самый счастливый.

И: И в заключении, что бы Вы могли пожелать нашим студентам?

В.Б.: Я бы сказал о том, чего не хватает. Не хватает того стиля, который у нас на Воробьевых горах. Я возьму Мех-мат как пример – это великий факультет, который открыто сделал следующее: первое открытие – взаимодействие “учитель-ученик”, и второе открытые – коллективное обсуждение проблемы, семинары. «Учитель-ученик» – это какая-то загадка, почти на уровне гипноза. Одно биополе, другое биополе, они как-то взаимодействуют осознанно, и обычно у младшего наступает прозрение. Для этого старшим и младшим надо чаще общаться. А коллективное обсуждение – это семинар, когда у каждого свои ассоциации, которые высказываются, побуждая других, а те, другие, в свою очередь, реагируют. Вот это два обстоятельства, которые внешне выглядят так: все аудитории вечерами заняты до 10 ночи, идут семинары, все гуляют по коридорам, кричат, что-то доказывают. Тут этого нет, нет семинаров, пустое здание вечерами, нет, мне кажется, тем самым и общения «учитель-ученик» в плотном режиме. И я желаю студентам перенять этот стиль, это стиль Московского университета. Поэтому он и велик. Достижения говорят, что это видимо едва ли не единственный способ саморазвития, определение такого ускоренного развития.

И: Очень ценное пожелание, мы думаем, многие возьмут это на заметку, это важно для любого образования, на любом факультете, Спасибо!

Организовано Студенческим Научным Обществом